Когда дети начинают разговаривать?

Дата публикации: 08.07.2017

У ребенка процесс развития речи проходит в три периода. Первый — подготовительный — это крик, гуление и лепет. Криком младенец сигнализирует родителям, о том, что голоден или ему не комфортно. Благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа "ау", "эу"), постепенно окрашивающимся различными интонациями, малыш усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих. Гуление — это результат случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата — губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей во всех уголках мира оно одинаковое. Наблюдается у глухих младенцев тоже, хотя у них не было звукового контакта с матерью.

Этапы формирования речи ребёнка

К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа "ма", "па", "ба", "на", "ди" ("иди"), "да" ("дай") и прочие. Звуковой состав лепета — результат кинестетической "настройки" артикуляционного аппарата по слуховому и акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, чаще всего из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит бить тревогу, возможно у младенца есть проблемы со слухом.

Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает повсеместно воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом "отвечать" на вопросы "где мама?", "где кошка?". Он радуется, что его понимают, начинает подражать взрослым в играх с игрушками, в использовании ложки, кружки. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже разные: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаются характерными звуками "а-а-а", "у-у-у". Лепет становится продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться ("ба-ба-ба", "ма-ма-ма") и превращаются в слова, которые становятся элементами мышления. Произношение слов еще не совершенно, но ребенок уже вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово "ма-ма". Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа "ав-ав" ("собака"), "би-би" ("машина"), "тик-так" ("часы").

В третьем периоде, начинающемся со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по одному слову выполняет простые поручения. У него появляется осмысленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые просят назвать что-либо. Ребенок упрямо перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже знакомым предметам, пока не будет удовлетворен сознанием того, что разные предметы имеют разное название. Период активного указательного жеста является большим прорывом в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с начальным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие восприятия речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. В конце концов, наступает момент, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу ("папа, дай").

Ребенок с нормальным слухом, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев. У разных детей развитие речи может протекать индивидуально. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы детей стремительно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но пользуются несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее сын или дочь. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это объясняется более пластичной нервной системой. К полутора годам возникает первый период вопросов "что это?". В активном словаре такого малыша уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и выговариваемых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает далеко не всякий взрослый. Это уже можно смело назвать общением с помощью речи. К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме большого количества прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги "через", "вдоль" и прочие, а к концу третьего года жизни — соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее изменение и становление продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: "почему?", "зачем?".

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть по причине неправильных действий взрослых во время подготовительного периода. При недостаточном общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом. Прежде чем заговорить, малыш должен хорошо натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых вовремя приобщали к твердой пище, говорят намного четче и понятнее сверстников, которых чуть ли не до первого класса кормили жидкими кашами и протертыми овощами. Нарушение речи вызывают разные причины. Это могут быть врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и другие. Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока отличный специалист, обучающий глухих детей речи, не обучит его "чтению с губ", не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Подобные занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста. Развитие речи и мышления зависит от развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют логически рассуждать. У них равномерно развиты память и внимание.

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Любое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений. У него будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а ведущая рука останется без действия. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое. В результате, речь "не знает", в каком полушарии ей "осесть". Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха. Не менее важно, что при переучивании нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе. Малыш Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по мелочам. По этой причине у него может развиться заикание, которое сложно преодолеть. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, при которой он сам научится всё делать обеими руками.

Развитие речи и мышления

Английский философ, педагог и психолог XVII века Джон Локк в монографии о воспитании детей утверждал, что сознание человека, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста. Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет. Новорожденный с первых дней жизни реагирует не только на тактильное восприятие материнских рук, яркий свет, но и на звуки, тембр голоса матери и других людей, а главное — на интонации. Известно, что самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого человека могут ввести в ступор. Н С древних времён из поколения в поколение передаются колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают младенца. Необходимо, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение колыбельных или народных песен. Оно должно быть тихим, но понятным. Современная тенденция заменять мамино пение музыкальными записями классической или популярной музыки не способствует восприятию мелодики и лексики родного языка. Такие песни его просто оглушают.

  • Всегда откликайтесь на плач ребенка. В первые месяцы жизни он только таким образом может вам показать, что испытывает дискомфорт, что ему холодно, мокро или очень хочется есть. Кроме того, крик или плач — это стремление к общению. Малыш дает вам понять, что соскучился и хочет увидеть маму или папу.
  • Говорите с грудничком буквально с самых первых дней. Делайте это  грамотно, медленно и четко произнося слова, без сюсюканий. Неважно, что он еще не до конца осознает смысл ваших слов, зато реагирует на интонацию и прекрасно понимает ее. Все действия — купание, переодевание, кормление и прочие — сопровождайте разговором. Речь должна быть медленной, ласковой. Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Важно, чтобы малыш видел вашу мимику, движения губ. Особенно тщательно произносите звуки "о", "и", "е". Именно их позже многие дети проговаривают нечетко, иногда заменяя на другие — "у", "э". По этой причине они пишут слова с буквами "о", "и", "у", "е" ("э") с ошибками в школе. Разговаривая с ребёнком, всегда помните о том, что на вас лежит важная задача — привить сыну или дочке врожденную грамотность. Благодаря активному общению  закладывается та основа, на которой в будущем будет развиваться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.
  • Родителям стоит вести дневник, записывая в него, когда малыш начал лепетать, когда заговорил, когда стал ползать, ходить, когда у него зарос родничок. Эти сведения могут понадобиться врачу-невропатологу или педагогу-дефектологу при каких-либо отклонениях.

Важно в самом раннем возрасте воспитывать у ребенка зрительное и слуховое внимание, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых зверюшек). У трех-четырехлетнего малыша зрительное внимание формируется в ходе занятий с картинным лото или паззлами. Невнимательность у одних ребятишек объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других, напротив, некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. В школе эти трудности приводят к тому, что дети не могут сконцентрироваться, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют. Учитель ругает и делает замечания. В результате у ребенка пропадает желание учиться. Он становится постоянно неуспевающим. Как только ребенок начнёт уверенно ходить, учите его танцевать. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи. Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать, предлагая сначала показать предметы, нарисованные в книге слева от центра, затем в центре и справа. Умение контролировать слуховое внимание, вовремя тормозить двигательную активность отлично воспитываются в играх на поднимание и опускание рук на вопросы.

Ребенка надо учить быстрому переключению внимания при изучении предметов обихода, частей лица, тела. К двум с половиной годам у детей стремительно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр. Привлекайте малыша к творчеству, предлагая порисовать или сочинить вместе сказку. С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. В этом возрасте он уже имеет представление о числах, способен наизусть запоминать стихи, работать с конструктором, исследовать, что у зайки в животе или как устроена машинка, ходить с коляской, подражая маме. Ему интересно абсолютно всё. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился. Малыш узнает о смене поколений и то, что какое-то событие было вчера, еще раньше или давным-давно и что-то еще должно случиться в будущем. Ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить любопытство малыша, ответить на все его вопросы. Малышей в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но не начинайте со сказок о Иванушке-дурачке, о Емеле, потому что они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с ребенком фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему стихи и сказки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты. До школы предложите ему прочесть былины о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче), о подвигах народа, защищающего свою страну от чужеземцев, мифы Древней Греции.

В случае, если к четырем-пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков "л", "р", свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые — мягко, обязательно обратитесь к логопеду, поскольку в школе он станет путать эти звуки. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно разрешить, по крайней мере, за год до поступления в школу. По учебникам родители могут и сами помочь своему ребенку избавиться от некоторых дефектов речи. Нужно начинать с постановки отдельных звуков, применяя специальную гимнастику речевого аппарата. Ребенку пятилетнего возраста уже можно рассказывать об элементах жизни и обычаях народов разных стран, о животных, о птицах, о звездах и планетах. Предложите ему посмотреть на глобусе или географической карте, сколько континентов, морей и океанов на Земле, где находится страна, в которой он живет. Тщательно отбирайте передачи телевидения. Ни в коем случае не давайте смотреть мультфильмы ужасов. Они нарушают сон ребенка, делают его нервозным. В этом же возрасте закрепляется знание о временах года и о времени суток. Малыш начинает сталкиваться с таким явлением, как многозначность слова. Дошкольника можно познакомить с такими понятиями, как синоним (например, "путь" и "дорога") и антоним (например, "добрый" и "злой"). Для улучшения восприятия ритма речи "дирижируйте", когда ваш малыш читает стихотворение, поет или танцует под пение, отбивайте хлопками в ладоши число слогов в слове, но делайте все в игровой форме. Всегда хвалите ребенка за его смекалку, усердие и трудолюбие, не ругайте за ошибки. Тогда вы будете по-настоящему близки, а малыш станет радовать вас любознательностью, наблюдательностью и хорошими оценками.

Что должно насторожить родителей в речевом развитии ребёнка?

Не игнорируйте признаки задержки речевого развития:

  • например, к году у ребенка не появилось в речи и пары слов, хотя бы звукоподражательных;
  • к полутора-двум годам ребенок не запоминает названия предметов — не может их принести и вообще не выполняет просьбы и не реагирует на свое имя;
  • к двум годам ребенок произносит только отдельные слова и не может составить даже простое предложение из двух слов, не повторяет слова за взрослым;
  • к двум — двум с половиной годам ребенок не знает части тела, не различает цвета;
  • к трем годам ребенок не говорит предложениями из трех-четырех слов, не понимает смысл простых рассказов и историй.

Странные гортанные звуки вместо обычных слов, невнятная речь, в которой ничего нельзя разобрать, гиперактивное поведение, некоторые странные особенности ребенка: если он не умеет жевать пищу, держит открытым рот, не смотрит в глаза – это прямой сигнал о том, что стоит показать малыша специалисту. Такие особенности могут указывать на задержку речевого и психического развития. Если вы заметили, что речь ребенка не соответствует возрастным нормам, запишите ребенка к неврологу, психологу и дефектологу. Не надейтесь, что ребенок заговорит сам. Чем раньше вы заметите задержку речевого развития и начнете занятия со специалистами, тем лучших результатов достигнет ребенок к школе, его речь не станет отличаться от речи сверстников.

Мне нравится


    Новые акции

    Посмотреть все акции Mamsy >
    • Эстетика простоты
      Домашние комплекты, туники и брюки
    • Wisell - Живи на полную!
      Практичные платья, блузки и туники
    • Гарантия безупречного образа
      Красочные шапки, береты и комплекты
    • Medici - Роскошная деталь
      Стильные сумочки, кошельки и аксессуары
    • Dioxide - Грациозная легкость
      Восхитительные блузы, платья и футболки
    • Paola Visconti
      Изысканная коллекция бижутерии
    • Juno - Буйство цвета!
      Комфортные джемперы, футболки и пижамы
    • Zaitsew.ru - Краски фантазии
      Удивительные платья, водолазки и джемперы
    Посмотреть все акции >

    Популярные посты

    Давайте дружить

    Присоединяйтесь к нам в социальных сетях:
    ВКонтакте FaceBook instagram Одноклассники
    8 800 700-52-25
    Обратный звонок
    Первый клуб распродаж для мам и детей
    Стань членом клубаРегистрация
    Вход для членов клубаВход
    Вход для членов клуба
    Забыли пароль?

    Быстрый вход через социальные сети

    закрыть